Тарас Григорович
ШЕВЧЕНКО
(1814 - 1861)
* * *
Милое уединение! Ничего не может быть в жизни слаще, очаровательнее уединения, особенно перед лицом улыбающейся цветущей красавицы матери Природы. Под ее сладким, волшебным обаянием человек невольно погружается сам в себя и видит Бога на земле, как говорит поэт.
(«Щоденник», 1857)
* * *
В истинно художественном произведении есть что-то обаятельное, прекраснее самой природы, - это возвышенная душа художника, это божественное творчество. Зато бывают и в природе такие чудные явления, перед которыми поэт-художник падает ниц и только благодарит Творца за сладкие, душу чарующие мгновения.
(Повість “Художник”, 1856)
* * *
Красота на меня, в чем бы она не проявлялась, в существе ли живущем или прозябающем, всегда имеет одинаковое и благодетельное влияние. Под ее благим влиянием я чувствую себя другим, обновленным человеком. ... Приятное, невыразимо приятное ощущение! Благодарю Тебя, всемогущий Боже, что одарил Ты меня чувством человека, любящего и видящего прекрасное, совершенное в Твоем нерукотворенном бесконечном творении. Если бы красота во всех ее образах хотя на половину человечества имела свое благодетельное влияние, тогда бы мы быстро близились к совершенству и, наконец, олицетворили бы собой Божественную Заповедь нашего Божественного Учителя.
(Повість “Прогулка”, 1856-1858. Новопетровське укріплення)
* * *
Я люблю или, лучше сказать, обожаю все прекрасное как в самом человеке, начиная с его прекрасной наружности, так само, если не больше, и возвышенное, изящное произведение ума и рук человека.
(Повість “Художник”, 1856)
* * *
Много, неисчислимо много прекрасного в божественной, бессмертной природе, но торжество и венец бессмертной красоты – это оживленное счастьем лицо человека. Возвышеннее, прекраснее в природе я ничего не знаю.
(Повість “Художник”, 1856)
* * *
Ничтожны материальные нужды в сравнении с нуждами души – а я теперь брошен в жертву той и другой!
(Листи. 43. До В.М.Рєпніної. 1850)
* * *
Братія, не вдавайтесь в тугу, а молітесь Богу і работайте розумно, во ім`я матері нашої України безталанної.
(Передмова до нездійсненого видання “Кобзаря”, 1847)
* * *
Радуйся, сестро моя сердечная! Радуйся, как я теперь радуюсь, друже мой душевный! Радуйся, ты вывела из бездны отчаяния мою малую, мою бедную душу! Ты помолилася Тому, Кто, кроме добра, ничего не делал, ты помолилася Ему молитвою бесплотных ангелов. И радость твоя, как моя благодарность, беспредельны.
(Листи. 94. До А.І.Толстої; 1857. Новопетровське укріплення.)
* * *
Грустный мой, плачевный мой друже! Чем, скажи, я порадую твое горестное сердце? Ничем. На подобные слезы мы, люди, не имеем сушила, дружнее участие ослабляет наши полугорести, но великое горе, как твое теперь, может ослабить только один наш общий помощник и сердцеведец! Молися, если можешь молиться, и моляся веруй разумно, глубоко веруй в замогильную, лучшую жизнь. Сны твои, которые ты видел в самые критические часы твоей жизни, показывают нам что-то выше наших земных понятий. Веруй! И вера спасет тебя.
(Листи. 59. До А.О.Козачковського. 1853)
* * *
Без разумного понимания красоты человеку не увидеть всемогущего Бога в мелком листочке малейшего растения. Ботанике и зоологии необходим восторг, а иначе ботаника и зоология будет мертвый труп между людьми. А восторг этот приобретается только глубоким пониманием красоты, бесконечности, симметрии и гармонии в природе.
(Листи. 91. До Бр. Залеського. 1857. Новопетровське укріплення)