Школа будущего
Читать, писать, умножать, малышей не обижать - простое понимание тому, чему должны учить в школе. В сознании человека из советской эпохи для всего этого нужны тетрадки в линейку, коричневая доска с проступившими разводами от мела и, конечно, строгий учитель с непременным атрибутом - линейкой в руках. Люди новой эпохи другие и они прекрасно понимают, что дети у себя дома окружены гораздо более современными технологиями, чем то, на чем они учатся в школах. Хорошо это или плохо? Школа - алтарь консерваторов или центр новых знаний? Об этом сегодня, после 22:00, говорим с писателем и мамой троих детей Диной Сабитовой
В 2006 году четыре профессора лаборатории в Кэмбридже, начали замечать, что уровень подготовки школьников, поступающих на факультет вычислительных наук, стал постоянно снижаться. Дети владели компьютером на пользовательском уровне, но все меньше и меньше абитуриентов могли написать программу или хотя бы понимать базовые принципы программирования. Это казалось парадоксом, к 2006 году, компьютеры стали доступны всем семьям в Великобритании, интернет был уже везде и все было интернетом. Но если в конце девяностых, почти все, кто поступал на факультет, с раннего детства были увлечены программированием, то к середние двухтысячных интернет и компьютерные игры стали гораздо более увлекательными, чем игра в написание собственных программ.
Меньше двух процентов людей, пользующихся компьютерами сегодня, воспринимают себя как создателей, 98% - пользователи. Если ребенок научился программировать, а есть дети, которые в 11 лет программируют не хуже, чем взрослые профессионалы, он открывает для себя такие возможности, какие открывались бы перед ним, если бы он был единственным умеющим читать и писать человеком в средневековой деревне.
С сентября 2014 года во всех английских школах вводится урок Кодинга - программирования. Кодингу будут учить с шести лет, в шесть лет дети должны понимать, что такое алгоритмы, как они используются в управлении устройствами, дети должны уметь понимать поведение объекта, которое описано простейшими программами. Например, пройди 5 пикселей, поверни налево, потом направо, повтори пять раз. В шесть лет - кажется, что это рано.
Те четверо профессоров из Кэмбриджа, которые были так обеспокоены падением навыков своих абитуриентов, создали инновационный компьютер. Мы привыкли, что инновации - это гладкий корпус, удобный интерфейс, в коробочке нет инструкции, все должно быть понятно итак. Инновации - это дорого и красиво. Идея компьютера Raspberry Pi - была ровно противоположной. Raspberry Pi - зеленая штука, размером с кредитную карту, плата с USB-портами. Весь дизайн - малинка, нарисованная на зеленой поверхности материнской платы.
Raspberry Pi можно подключить к телевизору и клавиатуре, воткнуть в него мышку - и вы получите настоящий компьютер, на котором можно создавать докуметы в Word и Excel, мощности хватает, чтобы смотреть видео в высоком разрешении, но куда важнее то, что на нем можно программировать. За 25 долларов каждый родитель может купить своему ребенку настоящий компьютер, возрващающий детям идею того, что такое компьютер.
Эту плату можно соединить с конструктором Lego, подключить к нему пару световых сенсоров, приделать к нему колеса от конструктора, и написать программу, которая научит робота-машинку объезжать предметы, а если приделать к нему щетку сздади - получится робот-уборщик. Rasberry Pi продали 3 миллиона своих простейших компьютеров, они запустили образовательную программу и поставляют их в школы.
Когда министр образования Великобритании Майкл Гоув объявлял о новой программе по информатике для всех школ, он сказал “Навыки программирования для нас так же важны, как умение читать, писать и считать. Наконец-то дети будут заниматься чем-то полезным с компьютерами, вместо того, чтобы играть в Angry Birds с утра до вечера”. Несмотря на все заслуги Гоува по введению кодинга в школьную программу, он совершенно не понимает сути программирования. “Я научился программировать ровно потому, что играл в компьютерные игры без конца и хотел написать свою” - написал обозреватель The Economist. “Что если мой сын как раз и напишет игру Angry Birds? Кто-то ведь пишет игры!” - ответил один из фолловеров министра в твиттере. Гоув по-прежнему думает, что программирование - это скучно и нудно. Но уроки программирования не будут отличаться от уроков по сбору машин и роботов из конструктора Lego, которые потом можно оживить с помощью кода.
Родители мальчика, который учится в 8 классе нью-йоркской школы, на днях получили письмо от классного руководителя. Для того, чтобы Дэниел смог учиться, ему необходим планшет вполне определенного производителя и поколения. Иначе софт, который разраболали школьные программисты, окажется мальчику недоступен. И тогда он не сможет взаимодействовать с преподавателями на уроках. В большинстве школ США дети не ведут записей ручкой. У них есть планшеты или ноутбуки. Домашние задания пишутся исключительно в электронном виде и отправляются учителям через google drive.
Интересно, что эта система в некоторых школах работает даже с музыкальными предметами. Дети, которые участвуют в музыкальных коллективах, работают в специальной программе – в нее загружены произведения с участием всех инструментов, кроме одного – того самого, на котором играет конкретный ребенок. Дома, во время репетиции, он слышит всю группу за исключением своей партии. Ученик записывает свою часть и отправляет учителю, который отрабатывает ошибки удаленно. Ну и в итоге дети собираются на настоящую репетицию более чем подготовленными.
Надо сказать, здесь вовсе не считают, что без шариковой ручки ребенок хуже развивается. От того, каким будет почерк школьника и будет ли ребенок пользоваться чем-либо помимо клавиатуры - ничего не зависит, - говорят американские психологи. Новые технологии помогают учиться и открывают новые горизонты. Они экономят время, но не облегчают жизнь, как многим может показаться. Истории о том, что дети гуглят все подряд и прекращают самостоятельно думать – миф. На самом деле преподаватели строят свои программы зная, что именно ребенок может найти в сети, а чего там ТОЧНО нет.
Еще один миф – тупеющая, не читающая молодежь. Списка школьной литературы никто не отменял. Равно как и сочинений, которые в Америке принято оценивать по уровню самостоятельного размышления над темой. То есть способности мыслить.
Ну а учителя пользуются системой умная доска – смарт борд. По сути, это наша, привычная доска – только электронная. На ней дети и рисуют, и пишут, и выводят свои домашние задания. А преподаватели делают презентации. Вообще, если ты не разбираешься в современных технологиях, то работать в американской школе просто не сможешь. И каких-либо нареканий со стороны преподавателей я не обнаружила.
Всем тонкостям электронной жизнедеятельности в Америке учат с молоду. Уже в средней школе, то есть с 6 по 9 класс вводятся обязательные предметы: информатика, новые технологии, основы программирования. А еще есть предмет под названием «здоровье», который с натяжкой можно сравнить с ОБЖ. На нем, помимо оказания первой медицинской помощи, изучают правила поведения в социальных сетях. Фотографии, личная информация, общение с незнакомцами – все это может быть опасным для неокрепшей психики.
А в старшей школе – так называемой high school – учат этике современных технологий. Дети узнают о том, что фильмы и музыку нельзя воровать, потому что это преступление. Подросткам объясняют, что такое спам и как с ним бороться. Ну и наконец, опасность хакерских атак и способы защиты от них – все это в школе считают нужным объяснять.
Никаких журналов и дневников. Все в интернете – специальных программах, пароли только у родителей. Здесь и оценки, и опоздания, и замечания, и претензии, и предупреждения. Затереть их ластиком никак не получится. Именно в сети ведется строгий учет ученической деятельности.
И весь этот хай-тек в США оплачивается государством – из городского и федерального бюджетов. Если, конечно, не считать дивайсов, тех самых планшетов и компьютеров, которые родителям приходится покупать – без них в Америке ничему не научишься.
Сегодня в Португалии практически каждый школьный класс в независимости от дисциплины оборудован компьютерами и средствами видео-презентации. В 7-9-м классах у школьников существует предмет IT, на котором изучают различные компьютерные программы. В 2009- м году здесь начал осуществляться грандиозный проект буквально поголовной компьютеризации, благодаря которому все без исключения ученики начальной школы получили возможность иметь свой персональный ноутбук по очень доступной цене в 50 евро. Компьютер получил имя известного португальского мореплавателя и стал называться “Магеллан”. Детям из малоимущих семей он предоставлялся бесплатно. Программа просуществовала два года и сделала свое важное дело, однако с появлением планшетных компьютеров актуальность ее постепено сошла на нет, и новое правительство страны перестало выделять на нее деньги.
Я поговорил с несколькими своим знакомыми, двое их которых – недавние ученики средней школы, дети моих друзей-португальцев, тогдашние мальчик и девочка. Они получили уникальный опыт проучившись в начальной школе в Москве, и потом переехали в Португалию. Заканчивали школу они уже в Лиссабоне. Вот их первое впечатление в моем изложении: первое, что сказала учительница прилежной с самого первого класса девочке: не занимайся много дома ( в смысле, наплюй ты на уроки), от этого, мол только устают. Самое главное, что есть в португальской школе и что, как я понял, не помешало бы и нам – это отсутствие нацеленности только на результат, на то, чтобы ты обязательно был лучшим, лучше всех. Ты должен оставаться таким, какой ты есть, считают местные педагоги, а школа тебе лишь поможет развиваться в том направлении, которое ты выберешь. Учителя здесь не ругают за не сделанное домашнее задание ( сделаешь в другой раз), но при этом тебе все время пытаются объяснить, что учиться и сдать так называемый национальный экзамен, местный вариант ЕГЭ - это то, что нужно тебе, а не учителю, не твоим родителям. Здешний ЕГЭ, конечно же, стресс, как и, наверное, везде. Это личная ответственность ученика, ведь сдав экзамены хорошо, он может разослать их результаты в несколько мировых вузов и поехать учиться куда угодно. И большинство понимают эту ответственность. Вот мальчик из этой же семьи, о которой я только что говорил, первые годы после переезда в Португалию из Москвы вообще не учился. Однако же, когда приперло, как сказала мне его мама, когда он понял, что надо поступать, заперся в своей кмнате на несколько месяцев и сдал национальные экзамены довольно прилично.
При этом, здесь не позорно остаться на второй год или точнее выражаясь, повторить курс. Отношение к тебе, второгоднику никак не изменится ни со стороны учителей, ни со стороны учеников. Если ты посчитал, что тебе так лучше, повторяй год, тем более, что армия здесь контрактная, и твоя учеба ни во что, ни в какие сроки и военкоматы не “упирается”
Общение ученика и учителя довольно демократично. Менторство в нем отсутствует, но и панибратство непозволительно. Демократия в общении иногда доходит до курьезных случаев: для ученика считается не зазорным обсудить итоговую оценку, которую ему собирается поставить учитель. Ученик может набраться аргументов и сказать, что, например, он весь год прилежно учился, делал все домашние задания, не опаздывал и поэтому, мол, заслуживает лучшей оценки. Случается, что это убеждает преподавателя. Кстати, оценки за поведение, как это было, например, в советской школе, здесь нет. Списков литературы, которую нужно прочесть за каникулы – тоже нет. Каникулы – это святое. Так же как и все национальные праздники, когда ученики не учатся. Но при этом существует список рекомендуемой литературы, которую школьнику стоит прочитать.
Родительские собрания – есть. Но они не превращаются в отчитывание родителей за нерадивость их отпрысков перед всем классом дяденек и тетенек, как это иногда случается у нас. Если учителю хочется обратить ваше внимание на какие-то слабые места в учебе вашего ребенка, он побеседует с вами об этом с глазу на глаз, а не в присутствии остальных родителей. И будет это исключительно уважительно и рекомендательно. И никаких поборов и подарков учителям на Рождество или там Восьмое марта: учитель получает деньги за свою работу.
В португальских школах учатся и дети-инвалиды. Для них не создают отдельных классов и школ. Как правило, в классе один-два таких ученика, и лучшего способа научить остальных тому, что все люди разные, наверное, нет. Есть в классе и иностранцы, как правило, выходцы из бывших колоний. Сейчас все чаще встречаются и выходцы из бывшего СССР. Толерантность к приезжим и умение жить в цивилизованном обществе воспитываются здесь в рамках специального предмета. Переведем его название как “Гражданское воспитание”. Впрочем, толерантности учат не только на специальных занятиях , но и на всех остальных.
Иностранные языки преподаются в школах не носителями, как я предполагал раньше. Это больше относится к частным и специализированным школам. Но важно то, что преподавание языка ориентировано в меньшей степени на грамматику и в значительно большей – на разговорную речь. Поэтому португальцы не комплексуют, разговаривая с иностранцами, и даже горничная, практически, в любой гостнице заговорит с вами по английски или по-французски. Пусть и владея ограниченным набором слов. Для молодежи один-два иностранных языка на бытовом разговорном уровне, без заумностей и размышлений о смысле жизни – явление в порядке вещей.
Новые технологии в японских школах практически не используются. В 2013 году в десяти школах на всю Японию решили ввести электронные учебники, но насколько мне известно, из этого пока ничего не вышло. И это всего десять экспериментальных школ на всю Японию. В Токио такая школа одна единственная, например.
Школьный образовательный процесс практически не менялся с реставрации Мейджи. Вообще, японские школы совсем не предмет для подражания. И предмет для критики правительства внутри самой Японии. Например, во всех японцев 8 лет подряд учат английскому языку. Но они на нём вообще не говорят. И так не только с английским языком.
Единственное, что в японских школах делают хорошо, это учат практическим навыкам. Например, в каждой японской школе обязательно есть музыкальный ансамбль, иногда джазовый, иногда симфонический, который потрясающе хорошо играет. Я немного преподавал английский в японской школе, и меня несколько раз приглашали на музыкальные соревнование между школами округа. Они потрясающе играли Гершвина и Колтрейна! Соревновалось 30 школ, и у каждой был свой бигбенд! А ведь это даже не городское соревнование, это был районный турник. Самый низкий уровень, в местном актовом зале. Играли они восхитительно.
Учитель в Японии очень уважаемая профессия, и до сегодняшнего дня они полностью задают школьную программу. Они чтят традиции и ни к чему не хотят привыкать. Любая попытка изменить что-то встречает злое непонимание. Все следуют установленной программе и совершенно не хотят ничего менять. Единственная инновация, которая проникла в японские школы, это детские ГПС маячки. Школьникам выдают студенческие карточки, которые позволяют родителям отслеживать когда и во сколько ребёнок вошёл в школу или вышел со станции метро.
Все школьные рюкзаки в Японии форменные (называются рандосеру), покупаются на несколько лет и стоят 300-600 долларов. Внутри обычно несколько книг, канцелярские принадлежности, карта города и точный адрес семьи ребёнка, на случай если он потеряется. На отвороте рюкзака есть прозрачный карман, под который иногда размещают какую-то актуальную информацию, типа таблицы умножения. Место для телефона и футляр на пружине для проездного. Из-за того, что дизайн японского рюкзака один и тот же для первоклашек и старшеклассников, маленькие дети на их фоне теряются и выглядят комично. https://www.kuraray.co.jp/en/release/2009/images/090128.jpg Сам рюкзак весит примерно 800 грамм, какого-то лимита на то, как сильно его можно набивать нет. Они часто довольно тяжёлые, по 7-8 килограмм.
Школ будущего в Японии нет. Это очень грустная правда. Задача японских школ не столько научить ребёнка чему-то, сколько сделать из него японца. Детей учат истории, любить и понимат традиции, уважать старших и культуру. Львиную долю формального образования ребёнок получает на вечерних курсах дополнительной подготовки, без которых невозможно поступить в ВУЗ. При этом домашних заданий довольно много, но все они заточены на зубрёжку и запоминание фактов, которые будут на экзамине. Японцы убеждены, что хороший ученик это тот, который прилежно учится, соблюдает дисциплину и слушается учителей, а одарённость дело десятое. Распространено мнение, что если человек хорошо слушается, то и учится он будет хорошо.
В Японии бесплатное начальное образование и бесплатные учебники, но перед началом учёбы родители обязаны купить ребёнку школьну форму, которая в пересчёте на доллары стоит от 600 до 1500 тысяч. А так же должны оплачивать дополнительные материалы, книги, учебники, и поездки. В зависимости от школы, общая стоимость таких материалов может достигать значительных сумм и является способом дополнительного финансирования школы.